Решение о строительстве в Кронштадте Дома Господня восходит к Петру Великому. Именно он подписал указ об этом и сам выбирал место под храм, причем возвести его должны были во имя Богоявления Господня. Деревянная Богоявленская церковь начала строиться в 1731 году и просуществовала немногим менее 100 лет, была разобрана из-за ветхости. Ее отличительная особенность — амвон в виде компаса, в центре которого изображался корабль под парусами, а румбы были выполнены из разных пород дерева. Кронштадтский морской собор можно посетить так же, заказав Интересные экскурсии на специальном сервисе. Так вы сэкономите массу времени и некоторое количество денежных средств.
1896 год – год «рождения» Морского собора.
Именно тогда Якорная площадь была выбрана подходящим местом под храм для моряков, объявлен конкурс проектов, начался сбор пожертвований. В конкурсе победил проект Василия Косякова, взявшего в качестве архитектурного образца собор Св. Софии в Константинополе.
1 сентября 1902 года – дата закладки фундамента. Торжественная закладка стен состоялась в мае 1903 года. Известно, что строительство достигло уровня колокольни, и в этот момент на нее поднялся св. Иоанн Кронштадтский, объявив: «Когда собор будет закончен, меня уже не будет на свете».
Кронштадтский морской собор был торжественно открыт 10 июня 1913 года в честь торжеств по случаю 300-летия правления царской династии Романовых в России.
С самого начала собор строился как памятник Военно-Морскому Флоту России: в нем размещались мозаичные панно морской тематики, изготовленные в мастерской Фроловых. Размеры храма – 83,2х64 м, высота вместе с крестом — 70,62 м. Квадратный в плане, храм имеет 2 полукруглых пристройки – под алтарную часть и для главного входа. Уникальная архитектурная особенность собора – 2 купола: наружный, собранный из 32 стальных ферм, соединенных горизонтальными связями, и внутренний, опирающийся на деревянную обрешетку с медной обшивкой.
Истинную красоту, помимо мозаичной отделки интерьера, собору придавал беломраморный иконостас.
Он включал 96 икон, написанных маслом на медных досках. 4 яруса – местный, мозаичный, апостольский и пророческий – включали изображения святых в соответствии с церковными канонами. В первом же ярусе, местном, располагались обязательные иконы – Святого Николая Чудотворца, Святого Иоанна Рыльского (покровителя Св. Иоанна Кронштадтского).
Помимо иконостаса, к сокровищам Морского собора принадлежали витражи – общей площадью 150 кв.м.
С северной стороны собор украшал витраж «Распятие с Предстоящими», с южной – сцена «Чудесный улов» и выше изображение жертвенного агнца в круге. На витраже западного фасада, в форме арки, присутствовала сцена «Страшного Суда».
1929 год – роковой для Морского собора.
Его закрыли первым из приходских храмов этой местности. Вместо центра религиозного культа в нем организовали кинозал имени Максима Горького, отчего над входом вместо лика Спасителя был повешен портрет писателя. В следующем 1930 году с куполов сбросили кресты, с колоколен – колокола, и над собором подняли красные флаги. Иконы были уничтожены как не представляющие художественной ценности.
Возрождение собора состоялось в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
Только в 2005 году была проведена первая Божественная литургия. Чин великого освящения Морского собора состоялся в 2013 году.