Штат Тласкала, название которого с языка науатль переводится как «место кукурузной лепешки», в Мексике считают колыбелью расового кровосмешения. Именно поэтому здесь так тесно переплетаются доиспанские традиции с католическими религиозными обычаями, выражающимися в колоритном проведении праздничных мероприятий и фестивалей, среди которых День Мертвых занимает особое место.
В древности коренные народы, чичимеки и ольмеки, чтили своих умерших в течение 40 дней.
Календарь, Тоналаматль, был разбит на 18 месяцев, по 20 дней каждый. Первый месяц культа мертвых, соответствующий периоду с 9 по 28 августа, был посвящен усопшим детям, а следующий, заканчивающийся 17 сентября, – взрослым. Эта традиция была общей для верований и в соседних территориях, которые занимают Веракрус и Пуэбла.
Исследователи полагают, что предки мексиканцев верили в превращение человеческой души в бессмертное божественное существо после смерти в этом мире, поэтому для них это не было концом существования, а началом пути с девятью испытаниями, в которых живые родственники должны помочь умершему. Для преодоления этих испытаний вместе с телами хоронили животных, домашнюю утварь, оружие и пищу – в основном кукурузу.
С приходом католицизма праздник трансформировался и сократился до двух дней — 1 и 2 ноября.
В это время принято посещать мессу, давать обеты, заниматься благотворительностью и посещать кладбище. Один из обычаев – украшать могилы усопших цветами бархатцев, свечами и трапезой, которая разделяется в компании близких родственников. С течением времени древний ритуал культа мертвых приобрел некий насмешливый оттенок: среди традиционных элементов, сопровождающих праздник, появились сахарные черепа, стихотворные эпиграммы и такие ремесленные изделия как «папель пикадо» – религиозные сценки, вырезанные на листах бумаги вручную.
В современном штате Тласкала День Мертвых отмечается в 60 муниципалитетах, каждый из которых производит что-то особенное для праздника.
Основное внимание уделяется плантациям, засеянным «цветами мертвых» – бархатцами и календулой. Дома деревень вблизи Уамантлы украшаются распятиями, вырезанными из ветвей, а также здесь выпекаются многочисленные виды праздничного хлеба. Поселения, расположенные вокруг горы Истаксиуатль, не изобилуют хлебом, но здесь готовят множество закусок из кукурузы и священное доиспанское блюдо моле-де-гуахолоте (индейку в соусе). Могилы на период праздника застилаются белыми покрывалами, символизирующими чистоту помыслов. Все эти элементы имеют доиспанское происхождение и тесную связь с богами гор и цветов, а также верховным богом Кетцалькоатлем.
Испанские обычаи Дня Мертвых выражаются в проведении Ярмарки Всех Святых.
Мероприятие является показателем экономического и культурного развития штата – наблюдается наивысший приток туристов, организуются сельскохозяйственные и животноводческие выставки, коррида, петушиные бои, спортивные мероприятия. В то же время в домах верующих закуриваются ладаны, домашние алтари декорируются белыми скатертями, цветами, сладостями и свечами, устанавливаются декоративные врата, символизирующие присутствие Бога с душами умерших родственников. На алтарях расставляются фотографии усопшего, изображения Христа и Девы Марии Гваделупской.
День Мертвых – одна из прекрасных возможностей попробовать блюда кухни Тласкалы, в которой особенно выделяются такие кулинарные творения как эскамолес (муравьиные яйца) и гусеницы из агавы, по сей день готовящиеся по доиспанским рецептам и приводящие в восторг зарубежных туристов.
Дополняют список традиционной кухни тлатлапас (суп с фасолью), мишиоте (баранина в мешочке из листьев) и всевозможные десерты, сопровождаемые кукурузным атоле и пульке.