Колон – вторая по величине провинция Панама, расположенная на севере страны в месте выхода Панамского канала к Тихому океану. Ее традиции и народные обычаи складывались постепенно с того момента, когда на строительство главной американской водной артерии в конце XIX века прибыли североамериканцы вместе с чернокожими рабочими – выходцами из Тринидада и Тобаго, Конго, Ямайки, Барбадоса и Малых Антильских островов. Другими аспектами формирования региональной культуры стали испанское завоевание и торговля африканскими рабами, а также религиозное наследие растафарианства.
Панама. Культура и традиции.
Для работ на панамских плантациях рабов начали завозить уже в 1514 году. Более 500 лет из поколения в поколение передаются боль, радость, печаль, фольклор, религиозные ритуалы африканского этноса. Обида и ненависть к плантаторам и церкви, утверждающим, что если рабы не будут подчиняться хозяину, то их заберет дьявол, выразилась в танцевально-музыкальном жанре Конго. Импровизированные движения явились, по сути, информационным обменом и языком жестов, помогающим невольникам общаться друг с другом незамеченными, планировать побег или бунт.
Действующие лица танца Конго:
- Хуан-де-Диос – король и таинственный и невидимый черный раб, организующий своих собратьев на пути к свободе, военачальник, носящий белую блузу и символичную корону;
- королева и супруга Хуана-де-Диос – мужественная и верная, имеющая больше власти, чем супруг;
- Пахарито – сын Хуана-де-Диос, принц, одетый в короткую тунику и украшенный перьями, подвергающийся риску во время изучения местности и подготовке к побегу;
- Мининас – две дочери короля и королевы;
- Хуан-де-Диосито – брат Пахарито и телохранитель королевы;
- Охотник – преследователь беглецов и палач;
- Раб – невольник в последней степени изнеможения, физического и морального страдания;
- Поимщик – персонаж, олицетворяющий грозную полицейскую власть, несущий канаты и крюки;
- Адвокат – советник королевы, знающий все тайны;
- Троян – белый покупатель черных рабов;
- Дьявол – терроризирующее людей существо в красных одеждах, цель которого – держать невольников в повиновении.
Во время танцевального действия, исполняемого босиком, могут вводиться второстепенные персонажи, изображающие червя, тигра, муравьев и прочих обитателей джунглей, а также смерть, архангела и священника. Сопровождают танец звуки маракасов и барабанные ритмы нескольких инструментов, главный из которых, конго, изготовлен из древесины бальсы и кожи, имеет высоту чуть более метра и окрашен в черные и белые цвета.
Результатом синкретизма испанских и афроколониальных обычаев стали кумбия и тамборито.
Кумбия – коллективный танец, признанный символом панамского национального фольклора. Этот жанр характеризуется аккомпанементом скрипки, аккордеона, хлопков и гортанного пения. В танцевальном туре допускаются 30 танцоров, исполняющих чувственные движения в четкой последовательности. Главной особенностью танца тамборито, изображающего ухаживания между мужчиной и женщиной, является использование хорового пения для своего рода голосового диалога под звуки барабанов, гитары и креольской флейты.
В одежде этнические группы провинции Колон предпочитают яркие цвета, преимущественно синий, желтый и оранжевый.
Есть несколько видов типичного женского платья, но наиболее популярны во время карнавалов и исполнения народных танцев пестрые пышные хлопчатобумажные юбки с цветочным орнаментом, спадающие до земли, и блузы, приоткрывающие плечи. Голову, как правило, украшают живыми цветами, а шею и грудь – ожерельями и бусами из ракушек, мелких камней, бисера и стекла. Для мужчин характерны рубашки различного покроя, полосатые брюки и широкополые шляпы.
Провинциальные традиции нашли также воплощение в красоте и креативности ремесленных изделий.
Кустари, вошедшие в Национальную ассоциацию ремесленников, представляют на ярмарках и рынках страны текстильную продукцию, яркие гамаки и шляпы, сувениры из дерева и кокоса, разнообразную кухонную утварь, а также фигурки из морских раковин.