В самом центре Боливии располагается регион, некогда названный инками Кочабамба, охарактеризовавшими так землю, полную озер, равнин и холмов с мягкими очертаниями. Прибывшие в XVI столетии испанские конкистадоры адаптировали имя под свой язык, преврати его в Кочабамбу. Ныне это департамент, населенный несколькими народностями группы аймара, культура которых представляет собой синтез доиспанских обычаев и католицизма. Традиционно аймара занимаются земледелием и ткачеством, а во время религиозных празднеств устраивают костюмированные театрализованные шествия с танцами и мелодиями флейт и индейских гитар.
Департамент Кочабамба
Народные танцы департамента, многие из которых пришли из других регионов, характеризуются быстрыми движениями, веселой ритмичной музыкой и яркими костюмами исполнителей. Наиболее распространенными принято считать куэку, капоралес и салаке.
Куэка – музыкально-танцевальный жанр, известный под разными названиями поджанров в Боливии, Аргентине, Чили, Перу и Колумбии. Есть теория, что его происхождения связано с хотой, парным испанским танцем, появившемся в Арагоне в XVIII веке и вскоре распространившемся по Испании и Латинской Америке и андалусским сапатеадо. В период колонии и первые годы боливийской независимости куэка была привилегией аристократии, но затем танцевальная культура охватила все слои населения.
В Кочабамбе куэка исполняется максимально просто под аккомпанемент гитар, скрипок, флейт или мандолин.
Танец представляет собой игру соблазнения между мужчиной и женщиной, изображающей то кокетство, то равнодушие к заигрываниям партнера. Его динамику подчеркивают высоко поднятые белые платки в правой руке каждого участника, быстрые движения разноцветных плиссированных юбок и спадающих с плеч шалей и перестук невысоких каблуков. Мужской костюм состоит из белой блузы, темных брюк и жилета. Часто атрибутом костюмов обоих партнеров становится небольшая шляпка. Важность этого танца для боливийской культуры отмечена Законодательным Собранием департамента, в 2015 году объявившим его культурно-поэтическим наследием региона.
Капоралес – креольский танец, впервые представленный широкой публике в 1969 году, хотя его корни уходят в глубину колониального периода, когда на боливийское высокогорье были завезены африканские рабы.
Его концепцией является демонстрация власти, силы и высокомерия и ассоциация с богатой элитой, что выражается в акробатических упражнениях, прыжках и гневных выкриках. Первоначально исполнители танца носили черные маски и кнуты. Мужчины были одеты в мешковатые рубахи с кушаком и брюки военного покроя, а женщины, призванные подчеркнуть чувственность и грацию, облачались в длинные юбки и блузки с широкими рукавами. В настоящее время женщины используют юбки до колена, расшитые цветными нитями блузки, разноцветные ленты и туфли на плоской подошве. Мужской костюм не менее ярок и отдаленно напоминает стилизованную военную форму. Танец исполняется в числе карнавальных праздничных шествий под ритмичные удары африканских барабанов.
Салаке среди аймара известен также под названиями сапатео и салай.
Этот танцевальный жанр сопровождается мелодиями чаранго, чередующимися с пением стихотворных композиций на языке кечуа. Смысл танца заключается в флирте и завоевании партнерши, которая в итоге должна оказаться в объятиях мужчины, ослепленного женской красотой и добивающегося цели при помощи изящных движений и перестука каблуков. Костюмы исполнителей могут быть выполнены в различных цветовых гаммах, но главными их чертами являются разноцветные ленты и миниатюрные женские шляпки чолиты.